Мы потому и любим закат, что он бывает только один раз в день

вторник
28.07
Посетить Калининград и не заглянуть ни на один форт - это тоже как минимум подозрительно. Из уцелевших в наши дни 15 фортов пять превращены в музеи, три занято русскими военными (территория закрыта), один в частной собственности (закрыт), остальные 6 простаивают и мирно разрушаются.
Вот на этом сайте очень полно описано про все форты: www.tourister.ru/publications/1071 (очень удобно, и форт посмотреть, и историю можно почитать). Особенно не по себе от форта №4, там еще и фотографии соответствующие, и описание… жуть.
Мы выбрали форт №11, Денхофф, и не прогадали (особенно после того, как я почитала, что с остальными фортами).

Насколько я бегло прочитала, в основном все кёнигсбергские форты были оставлены без особого сопротивления, согласно приказу об отступлении, поэтому в целом не сильно пострадали. За исключением тех, что оказались на пути советской армии, этим пришлось туго, но Денхофф был не из них. Считается, что именно форт №11 из всех сохранился лучше всего. Возможно, это еще и благодаря тому, что здесь до 2014 года сидели наши военные.

Место, на удивление, интересное. Я в целом равнодушна к тому, что относится к войне (или, вернее сказать, сторонюсь этих тем), но этот форт не просто военное сооружение. Это именно частичка того самого Кёнигсберга, которой мне не хватало в Калининграде. Да, пусть здесь довольно много времени провели русские, но именно в этих стенах можно почувствовать дух времени. Не знаю уж, потрудились ли сотрудники музея или просто форт сам по себе такой - это уже не так важно. Возможно, чуточку не хватило экскурсии, потому что территория довольно большая, и местами лишние факты не повредили бы. Но, может и наоборот, экскурсия бы в чем-то и испортила общее впечатление.

Влажные стены, запах подвала, просторные пустующие помещения, слабое освещение, неожиданные темные рукава, упирающиеся в тупик - все это невыразимо мрачно и таинственно, и что-то в этом определенно есть. Особенно когда поднимаешься по лестнице и чувствуешь, как прохлада подвала сменяется на зной, который ждет тебя на крыше. Полумрак вдруг исчезает, и ты оказываешься на крыше, где окружает запах скошенной травы, жгучее летнее солнце и мирно плывущие по небу белые облачка.


Стоя там у кирпичных воздуховодов, я вполне могла представить себе картины из прошлого, когда форт еще использовался по назначению. Не последние годы Кёнигсберга, нет, много ранее. Когда еще ров вокруг форта не был сплошь покрыт ряской… Так важно, когда можно коснуться стен или дверей и почувствовать, что вот она, история, прямо под твоими пальцами.

Сейчас прочитала, что здесь частенько проходят реконструкции, что имеет смысл - для подобных целей форт №11 создан просто идеально.
Первый этаж форта вроде бы логичен и четко распланирован (как это принято у немцев), но он даже показался мне маленьким городом - настолько он большой. Множество выходов во двор, лестниц на поросшую травой крышу только усиливают ощущение, что здесь можно ходить вечно и все равно, что-то, да упустить. То там, то тут прыгают кролики, и стоит одергивать себя, чтобы не последовать за ними и не свалиться в какую-нибудь кроличью нору.

Никогда не думала, что форт может вызвать у меня такой интерес и любопытство, но на данный момент это самое лучшее, что случилось с нами в Калининграде. И, когда мы уезжали, у меня даже оставалось чувство, что я бы побродила здесь еще некоторое время, но, хоть нас никто и не поторапливал, задерживаться здесь дольше не стоило, конечно, потому что еще мы хотели навестить кирху Юдиттен, а в 16.00 нас ожидал органный концерт.

Как сообщает википедия, кирха Юдиттен - самая древняя постройка, сохранившаяся в Калининграде, основана примерно в 1288 (ну вы знаете этот 13 век, в те времена все было не точно). Во время войны уцелела практически без повреждений, но 30 с лишним лет постепенно разрушалась: тут и советские жители приложили руку, и просто некому было ухаживать за символом чужой веры. Но в 1980 церковь (хотя скорее руины) передали Русской православной церкви, и за десять лет ее восстановили до вполне презентабельного вида. Сейчас это "Свято-Никольский храм" и подворье женского монастыря.

Как и многие вещи в Калининграде, кирха вызывает очень смешанные чувства. Внутри это очень католический храм, где отчаянно не хватает скамеек, минимум фресок, помещение достаточно темное, крупная люстра по центру. И мне довольно сложно представить, как здесь, например, проходят празднования Пасхи (учитывая, насколько я религиозна, то кроме Пасхи больше ничего и представить-то не могу), потому что в мое представление о православном храме это место как-то слабо вписывается.

Снаружи кирха тоже воспринимается странновато, но стоит отметить, что тут хотя бы старались сохранить сходство с разрушившимся оригиналом - судя по фотографиям и картинам, примерно так храм и выглядел в славные времена Кёнигсберга. Но съездить сюда стоило хотя бы ради того, чтобы глянуть на теперь уже православный храм, построенный в готическом стиле. Тот момент, когда приходит ощущение "вот теперь я видела всё".

На территории храма находятся братское захоронение советских воинов времен 1945 года и частично сохраненные мемориальные плиты более древних немецких захоронений, которые покоятся в тени клёнов без каких-либо опознавательных знаков - просто видно, что могила, крест стоит, цветы… и всё, больше никаких уточнений. Именно здесь, на территории бывшей кирхи Юдиттен как нигде ощущается тяжесть перемены, случившейся в 1945 году. Когда город, зародившийся и взрослевший под присмотром одной нации, вдруг переходит в руки к людям с совершенно иным мировоззрением. И новые хозяева по понятным причинам не желают ценить то, что прежние владельцы выстраивали здесь на протяжении веков.
Проблема Калининграда в том, что этому городу лишь 75 лет, а не 765, сколько было бы Кёнигсбергу. И половина из этих 75 лет ушла на то, чтобы уничтожить память о прошлых веках - все то, что не смогли истребить во время военных бомбардировок британцы. И все, что мы сейчас видим перед собой здесь, в этом городе, - это лишь выстроенный на обломках Кёнигсберга областной город. Я не сомневаюсь, что впереди у Калининграда большое будущее, да здесь и сейчас в целом неплохо, если не завышать ожиданий. Но обиднее всего, что город мог бы быть куда более интересным, красивым, если бы советская (да и российская) власть бережно относилась к истории.
Впрочем, это звучит как плохой анекдот, поэтому лучше поедем дальше.
По адресу Проспект мира, 101, кстати, находится самое типичное современное строение Калининграда - когда смотришь на него в голове остается лишь один вопрос "Что это?..." (на самом деле это Евангелическо-Лютеранская церковь Воскресения, но так сразу и не скажешь).
К 16.00 мы прибежали в Кафедральный собор на концерт - бежали из-за того, что навигаторы не всегда учитывают укладку плитки и порой не отражают места, где закрыт проход. Особенно чревато, когда ты спешишь на остров. Но! Мы успели к самому началу и совсем скоро поняли, что можно было бы и не торопиться: вступительное слово, которое, вероятно, звучит перед каждым концертом, заняло минут пятнадцать. Девушка весьма измученным голосом рассказывала, что в связи с трудными временами на концерт пускают очень малое количество человек, и это грустно для всех них. Не забыла коротко рассказать про историю собора, Канта (почему вообще город не назвали Кантоград?), прорекламировала экскурсию, которую они проводят в часовую башню собора. Я даже на миг задумалась, может и стоит сходить как-нибудь в свободный день. А затем начался концерт.
Признаться, я шла сюда с некоторым трепетом: мне всегда было очень интересно вживую послушать орган, и, вероятно, это не составило бы труда и в Москве, но я как-то не задавалась целью. А тут старый собор (пусть и восстановленный), вообще место само по себе историческое, капелька усердия - и фантазия сделает всю необходимую работу, чтобы перенести назад во времени.
Надо сказать… это потрясает. Тысячи труб, все разных размеров… огромная площадь, занимаемая инструментом, и все это - единый организм, подвластный музыканту. Такие разные мелодии, для каждого звука предназначена своя труба, и всё это звучание сплетается, создавая музыкальные произведения, от которых по коже мурашки. Словом, меня переполняло искреннее восхищение, но, только я успела погрузиться во всю эту магию такого поразительного инструмента, как концерт был закончен.

В 16.30 мы вышли из Кафедрального Собора в недоумении, с твердым намерением сюда больше ни на какие экскурсии не возвращаться. Напоминаю, 450 рублей за полчаса концерта, пятнадцать минут из которых заняло вступительное слово, способное усыпить даже самого стойкого выспавшегося человека. Концерт был прекрасным, серьезно, у меня нет ни намека на претензии к музыканту или к звучанию. Но 15 минут!!! Это же издевательство! Учитывая, что мы купили билеты в воскресенье и многие планы пришлось выстраивать вокруг сегодняшнего концерта. Я могу очень долго возмущаться на эту тему, но концерт это не продлит, так что остановлю саму себя.
Если кратко: мое равнодушие к Канту перерастает в легкое раздражение. Он пусть и не при чем, но осадочек остался.

@темы: Калининградские записки