Мы потому и любим закат, что он бывает только один раз в день
День третий, крыши, пышки, "Аврора" (но не та).
(фотки с пышкой и с нами украдены у Анечки)





Пятница








Третий день в Петербурге начался с прибытия нашего четвертого коньца. Анечка приехала утром, и, после приветствия, в ней проснулась петербурженка. «Вы не ели пышки? Вы что, не были на Большой Конюшенной?!» Так пышки плавно закрались в наш план, но сперва мы собирались побывать на экскурсии по крышам. Предложений много, и определиться с выбором не так просто, как кажется.
Выйдя на улицу, я на некоторое время почувствовала себя такой счастливой – такой же состав, как и в Малайзии (теперь правда куда севернее по отношению к экватору). Теперь мы были все вместе, впятером, и казалось, что теперь никакие «гостеприимные» сюрпризы Петербурга не смогут нам помешать.


(просто не могла не оставить это фото здесь, люблю его)
Место для завтрака пришлось выбирать по пути – до запланированного кафе было далековато, а времени до экскурсии оставалось все меньше. Нам попалось Kroo Cafe (почему-то выбор кафе по пути был не так уж велик, хотя вроде и центр почти). Медленные официанты, много людей, духота, цены, совершенно не соответствующие блюдам… Ну словом, не рекомендую, я сейчас даже не могу вспомнить, что заказывала там.
Из-за медленности официантов нам пришлось весьма ускориться на пути к Лиговскому проспекту – именно там нас ожидало начало экскурсии по крышам. Вначале нам немножко рассказали про дом, на который предстояло взбираться и вообще о системе доходных домов в Петербурге, что лично для меня стало пластом новой информации. Я искренне верила, что все эти дома на Лиговском, Невском и прочих центральных улицах – это чьи-то имения/поместья. То есть я считала, что все эти дома принадлежали дворянам, графьям и прочим. А тут внезапно оказалось, что именитые архитекторы планировали все эти дома так, чтобы на минимум пространстве разместить максимум комнат (с окнами, потому как именно по окнам и по листам бумаги в них определялось, что именно в данный момент сдается). Вообще довольно любопытное явление, с которым я прежде может и сталкивалась в литературе, но в памяти не отложилось.
Во дворе нам рассказали истории про парадный вход да черный, гид разом объяснила, почему ходы назывались, собственно, черными и откуда взялось выражение «на обиженных воду возят» (оно взаимосвязано), а затем мы отправились как раз через черный ход на крышу (седьмой этаж). Дом был построен в 1911-1912, то есть по сути не так чтобы очень уж прям древний, но все равно дух захватывает, когда заходишь в дом, возраст которого уже перевалил за сотню лет.
Черный ход оказался вполне себе приличным (питерцы хоть и любят свой «обшарпе-стиль», как выразилась гид, но держат все в порядке). Некоторыми жильцами дома он используется как обычный подъезд – через него они попадают в свои квартиры. Но на этажах вместе с обычными привычными железными дверями квартир встречаются и деревянные, прямиком из прошлого. Те жильцы, у которых в квартире оказалось два выхода, просто решили оставить оригинальную дверь со стороны черного хода (хотя внутри квартиры за этим музейным экземпляром двери почти всегда кроется железная, для надежности). Правда, некоторые проходы просто заделаны.
Добравшись до седьмого этажа и посмотрев, как выглядит деревянный чердак такого дома (жутковато он выглядит), мы надели каски и полезли на крышу. В процессе подъема выяснилось, что ходить мы будем не по крышам, а всего лишь по одной (но какой!!) крыше, на которую прям официально можно залезать, ничего не нарушая.
Как же здорово, когда город застроен невысокими домами. Да, семь этажей это не чтобы совсем уж низко, и все же я считаю, что центральная часть города должна быть там, где сохранился дух истории города, а не где кроме стекла и металла ничего не разглядишь. Так с крыши этого дома можно увидеть практически любую достопримечательность города (ну или хотя бы часть ее), но не менее важным видом на мой вкус являлись ряды домиков, выстраивающихся в проспекты и улицы. Действительно, есть что-то завораживающее в виде крыш, не зря ни проводят экскурсии на эту тему, потому что у меня возникло желание остаться здесь подольше, забыв о времени и вообще обо всем, просто стоять и переводить взгляд с одного дома на другой. Почти каждое здание, что попадается на глаза, несет какую-то свою историю, свой временной след, и словно только отсюда, с крыши, чувствуется какая-то тяжесть этого города, если можно так выразиться.


Гид нам много всего рассказала, не оставив за бортом и тему войны. Город так молод, всего триста с небольшим лет, а уже столько пришлось пережить. Когда-то был центром империи, сюда стремились все, кто чего-то хотел добиться, иностранные архитекторы привносили в город частичку родной Италии а то порой и Франции, зависимо от того, что было модно. Самый европейский город нашей страны, наверное. И потом после всего этого блеска, концентрации богемы и искусства сперва ударила революция, во времена союза тоже городу не сладко пришлось, когда все церкви и храмы превращались в склады, а потом и вовсе дошло дело до второй мировой. Конечно, прошло уже много времени, Петербург во много отреставрирован, давно встал на ноги и снова превратился в культурную столицу. Город, который так обожают творческие люди в наши дни.
У меня нет определенного отношения в Питеру, но я знаю, что не испытываю к нему особого благоговения. Я понимаю, что может притягивать сюда людей, ведь что-то такое этакое действительно чувствуется в атмосфере. Но только теперь я смогла понять, что те тяжести, что пережил город, также остались в атмосфере, и для меня это на удивление ощутимо. Именно здесь, на крыше одного из типично питерских домов я осознала, что в некотором смысле город давит на меня, мне просто тяжело здесь находиться, я устаю от него. Дело не в погоде, не в шаверме с гречей и не в архитектуре. Есть здесь что-то нескончаемо печальное, горестное, чего я не чувствую в Москве. Не могу сказать, что я особо восприимчива к подобного рода вещам, но в этот раз я задумалась о том, что пришлось пережить Санкт-Петербургу за довольно короткий для городов срок, и для меня многое встало на свои места.
В общем, ну понятно, да? Где же еще подумать о вечном, как не на питерской крыше?
Профоткались там как минимум полчаса (даже я не упустила шанс),

хотя ветер искренне пытался нам всё испортить. Дул как бешеный, аж все небо заволокло, и я почти была уверена, что вот-вот закапает дождь. Но при всем при этом все равно было достаточно жарко.
Послушав залп петропавловской пушки (почему-то мне вдруг подумалось, что я его ни разу не слышала – вечно в полдень находилась где-то, где не слышно, или просто внимание не обращала), мы потихонечку побрели вниз, в кои-то веки оставшись в восторге как от экскурсии, так и от гида.
По пути по Невскому в пышечную забрели в Казанский собор (внезапно свободный вход), где столкнулись с очередью к какой-то иконе (наверняка чудотворной), и побрели дальше, на Большую Конюшенную. По поводу Казанского я еще выскажусь, но в связке с Исаакиевским.
Путь вроде и провели в приятной болтовне, но духота, повисшая в воздухе, действовала не особенно приятно. Еще и ветер, всю красоту которого мы ощутили на крыше, дул бесконечно, но по неизвестной причине совершенно не освежал. Стоило бы догадаться – быть грозе, но почему-то подобная мысль не возникла в моей голове. Впрочем, пока что просто настораживало затянутое серое небо, в остальном – типичный июньский день.
Итак, пышечная – как пишут в интернете, один из главных питерских поклонов в сторону советских времен. Пышечки потихонечку на рубль в год дорожают, сейчас вот штучка стоит 15 рублей. Еще пишут, что сюда любят водить иностранцев, чтобы показать, как все было при СССР – потому как мало что изменилось в обстановке кафе. Но я, честно говоря, не успела оценить местный колорит. Встав в очередь почувствовала ужасное головокружение и вышла. Народа много, снаружи-то душно, а у них там мало проветриваемое помещение, да еще и жар от выпечки идет – я просто не выдержала. Ребята вскоре вернулись с пышками, которые мы сжевали на пешеходном островке напротив Пышечной. Ну… ничего так, приятные, но скорее просто в удовольствие было посидеть среди деревьев, теплого ветра и в окружении шуток моего уровня (фотографирование Сюзанны и пышки навсегда в моей памяти).


Купили таки билет в кинотеатр «Аврора», решили сходить на новых «Людей в черном». Ну скорее просто кинотеатр изнутри увидеть, конечно, но мне показалось, что Хемсворт с крутыми пушками среди инопланетян будет куда лучше голубого Уилла Смита. Наверное, еще никогда я так не ошибалась, но! Сеанс был назначен только на четыре, нам еще надо было скоротать где-то чуть меньше двух часов.
Неспешно дошли до Спаса на Крови, где наткнулись на странное, но невероятно полезное изобретение. Автобус-туалет. Да, все именно так, как кажется. На дверях микроавтобуса (по размеру как наши маршрутки) значок туалета, насколько получилось заглянуть внутрь, не особо выказывая свое любопытство, - расположены кабинки, как в поезде или самолете. Мы сразу стали думать о том, как такой микроавтобус катится следом за экскурсионным, и вообще по сути очень удобно. Словом, наткнулись на повод, чтобы пофантазировать и пошутить, но вообще я сейчас погуглила и вот что нашла. Оказывается, в Питере с 2003 года существуют автобусы нормального размера (не микро), отведенные как раз для этих нужд (для поиска картинок - МАЗ-163). Когда праздновали 300-летие, возникла проблема с общественными туалетами, и быстро нашли выход (в те далекие времена, когда проще было сделать передвижной туалет, чем передвигать биотуалеты). Говорят, сейчас по городу курсируют 14 таких автобусов (делать больше не стали, дороговато входит), но мы ни одного такого не встретили (вот только микро). Довольно любопытное решение проблемы.
С такого рода шутками пробрались через Марсово поле («А дайте сядем на травку, ну давайте!») к любимому Летнему саду. По пути туда закралось подозрение, что скоро пойдет дождик – с юга двигалась внушительная темно-синяя туча. Я бы предпочла держаться возле крыш зданий на всякий случай, но пятки мои все еще не слишком отошли от Петергофа и стали ныть куда раньше, чем мне хотелось бы. В итоге у нас хватило сил просто опуститься на скамеечку рядом с Немезидой, и, в окружении фонтана, зеленой плотной изгороди мы прекрасно провели время, играя в элиас на английском. Дождь, кстати говоря, прошел куда-то мимо нас, даже порой выходило солнышко. Словом… в этом месте я снова ощутила себя совершенно счастливой.
Где-то в районе половины четвертого мы выдвинулись в обратный путь к Невскому проспекту. Это должен был быть финальный рывок на сегодня – в зале мы еще посидим немного, отдохнем, а там уже потихоньку доползем до места нашего ужина и всё, программа на сегодня выполнена (надо заметить, без всяких петербургских неожиданностей). По пути к кинотеатру наткнулись на Булочную Ф. Вольчека, и, надо сказать, неожиданно приемлемые цены для кофейни в центре Петербурга. Понятное дело, что там не только булочки, но и всякие пирожные да пироги. Я ничего не брала, но девочкам вроде все понравилось, поэтому решили что потом еще как-нибудь сюда зайдем, вкусняшек возьмем.
Так вот, «Аврора». Минуточка википедии. В 1913 году во дворе дома № 60 по Невскому проспекту было сооружено здание кинематографа «Пикадилли», который вмещал 700 зрителей. Через десять лет его слегка реконструировали, обновили интерьеры, а еще через десять лет кинотеатр обрел свое нынешнее название, которому обязан, разумеется, крейсеру, а никакой не римской богине утренней зари. Что немаловажно, «Аврора» была одним из немногих кинотеатров, не прекращавших демонстрацию фильмов во время блокады Ленинграда. В 1998 году в кинотеатре были проведены большие реставрационные работы по восстановлению его исторического вида.

Для меня важен вообще тот факт, что кинотеатр находится именно во дворе дома. Зачем прятать-то такую красоту? То есть видишь только арку, по краям которой висят афиша и постеры, и, только если пройти во двор, то там увидишь это здание во всей красе. В архитектуре я, в общем, не особо разбираюсь, о внешне очень прям питерский кинотеатр, что тут скажешь. Колонны, цвет, скрытность от мира… Но смотришь на него и понимаешь: вот он, один из старейших в Петербурге кинотеатров. Изнутри сразу видно, что отремонтирован (но кинотеатры и не должны быть музеем, все же по два часа просиживаем в зале, спасибо за удобные современные кресла!), так что мне, честно говоря, понравился он больше снаружи, чем изнутри. Но. Звук. Потрясающий. Не знаю уж, что тут работает: то ли система звуковая качественная, то ли сам зал построен так, что звук разносится как надо. Но нет того дискомфорта, который испытываешь в современных кинотеатрах во время экшна (обычно очень громкие звуковые эффекты бьют и по ушам, и по ногам, как ни странно), и когда тихо герои говорят – тоже все отлично. Не знаю уж, как они тут этого волшебства добились, но это один из немаловажны аспектов магии кино.
Я нисколько не пожалела, что побывала в «Авроре», хотя и «Люди в черном» оказались до боли плохим. Сама сюжетная основа, задумка показалась мне очень даже любопытной, но всё остальное… Банальный юмор, ужимки актеров, диалоги… Каждые десять минут я выпадала в фейспалм от происходящего, хотелось просто встать и уйти – даже не помню, когда я в последний раз испытывала такую боль от просматриваемого. Ощущение, что сперва был неплохой сценарий, но они переписывали сто раз, правили под глупые шутки и дурацких пустых персонажей, и получилось то, что получилось. Первые «люди» тоже не были шедевром, но они такие… душевные, что ли. А здесь просто очень плохое кино, надеюсь, они скоро одумаются и прекратят делать свои ребуты.
Ну в конце концов хотя бы кинотеатр порадовал! Отвратительное кино в потрясающем кинотеатре.
До места нашего ужина я добиралась в слегка пришибленном состоянии (после такого фильма), поэтому плохо помню дорогу, но помню, что половину пути как минимум обсудили, что именно в просмотренном кино пошло не так. Хоть немного отвлеклись.

Путь наш лежал в «Кореану» - сеть ресторанов корейской кухни, но только на территории Санкт-Петербурга (а жаль). Неожиданно в пятницу вечером места свободного оказалось довольно много (хотя мы бронировали заранее на всякий случай). Навсегда запомню это место, ведь именно там я узнала, что, оказывается, в ресторанах с азиатской кухней многие блюда готовят на кунжутном масле. Просто… откровение. Вот что значит человек, бывающий в ресторанах раз или два в год. С горем пополам выбрала себе блюдо мясное, но мою грусть скрасил замечательный глинтвейн (этот город теперь навсегда останется у меня в ассоциациях с глинтвейном). Еще примечательно, что здесь в ожидании заказа можно поучиться рисовать корейские иероглифы! Чем не гениальное решение для клиентов? Чтоб не скучали.
А вообще вечер прошел потрясающе душевно (второй момент счастья за день!). Снова загадывали персонажей (спасибо Юле за скрепку-помощника, вот это месть века), много смеялись и просто место уютное очень. Уходить совершенно не хотелось, но как бы обманчивы ни были белые ночи, время перевалило за половину девятого, когда мы стали искать такси.
Выйдя на улицу, столкнулись со стеной дождя. Вроде и небо хмурилось весь день, и ветрище дул – а все равно неожиданно! На улице ощутимо похолодало, гроза, вокруг лужи размером с Неву (бадумс). Такси как назло остановилось на другой стороне улицы, но хотя бы не очень далеко от нас. Мы с Анечкой пробежались под ливнем и потом сразу под душ (у нас было 10 минут до того, как приедет оставшаяся часть замерзшего awas5).
Как мне показалось, все несколько устали, хотя сегодня вроде и не особо много бродили. Еще поболтали о всяких глупостях из постелей, и уснули, наверное, около часа или двух.
@темы: записки питерские