Мы потому и любим закат, что он бывает только один раз в день
День начался с ожидания нашего зелененького (цвета такси во Вьетнаме) автобуса. Вся группа как-то неожиданно рано проснулась, поела и собралась, гид с водителем такой оперативности явно от нас не ждали. Мы прождали около получаса, и это за два дня единственный раз, когда пришлось чего-то долго ждать. И я, пока мы дожидались, сделала еще парочку выводов.
Вьетнамцы, как я уже, вроде бы, говорила, слишком спокойные, слишком простые, и, как и сказал гид, ведущая их по жизни мысль такова: если не видишь проблемы, значит ее и нет. На улицах здесь жуть грязно, но этого почему-то я вполне ожидала. Урны трудно найти, а мусор за день по вечерам дворники сгребают в кучки на тротуаре, и там оно еще некоторое время хранится, и, естественно, никто в этом никакой проблемы не видит. Однако два курорта, Муйне и Нячанг, очень отличаются. В Муйне линия отелей тянется ровно, вдоль берега, у каждой гостиницы своя территория, бассейн, свое место на берегу. В Нячнге все приблизительно так, как на курорте в Испании – каждый отель друг на друге, от берега всю отельную линию отделяет дорога, улицы очень грязные, потому что с отелями соседствуют магазины и отходы быта их хозяев. Я бы сказала даже, что в Нячанге слишком много Вьетнама. Оно все дешевле, разумеется, чем отдыхаем мы, но я слишком разбалована за эти годы после Испании, что и вспоминать не хочется. Но, хоть Вьетнам и заслуживает внимания, изучения, проникновения во вьетнамскую атмосферу, в быт народа, лично мне приятнее смотреть на Вьетнам из окон автобуса, слушая, как рассказывает о народе гид с отличным чувством юмора, и спокойно отдыхать между экскурсиями, не думать обо всех неудобствах грязных улиц, третей линии от моря и двух звезд гостиницы. Словом! В Муйне просто рай (зобм: в чем я совершенно точно убедилась, отдыхая на лежаке после двухдневной экскурсии, обдуваемая морским ветерком и слушая доносящиеся шумы волн).
Сперва мы отвезли шесть человек к фуникулеру (он долго летит над морем),

который отвез их в парк развлечений Винперл – это место имеет очень важное туристическое значение Нячанге, и я бы сама туда скаталась с удовольствием, хоть и не любительнице аквапарков, но надо было выбрать между посещением островов Хон Мун и Хон Там и парком развлечений… ну и выбор просто напрашивается. Так что остальные сели на дайвинг-лодочку и поехали к первому острову, под названием Хон Мун, если я ничего не перепутала, хотя такое очень даже может быть.


Там желающих ожидал дайвинг, или просто плавание на глубине десять метров, или плавание в масках и ластах, или прыжки с крыши катера или что душе вообще угодно, это было утро расслабления и полная свобода выбора. Подводная прибрежная жизнь этого островка очень разнообразная и яркая (из более или менее достоверных источников), инструкторы по дайвингу очень спокойные и просто милые люди. Один из инструкторов читал всем нам общую технику безопасности по пути к острову, и таким доступным языком, что я для себя даже пару открытий сделала, и фильмы с погружениями буду теперь с большим пониманием смотреть. Но я, конечно, не решилась этим делом заниматься, и главная причина – мои уши, которые и без того не особо весело себя ведут в последний месяц. Так что я просто наслаждалась красотой. Порадовали, что поставили мьюз на пляжной вечеринке катера. Родная музыка на другом конце света и играющая не с твоего плеера всегда помогает. Путешествие на катерке наткнуло меня на мысль о каком-нибудь круизе. Хочется провести на море больше дня... чтобы морской ветер не на пару часов, чтобы на горизонте ничего, кроме двух оттенков синего - небесного и морского. Может когда-нибудь да накоплю. Но о круизе по рекам не хочется думать, потому что... покачиваясь на синих волнах понимаешь, что не любишь реки хотя бы за то, что они не море.
Острова выглядят очень живописными с моря, фотоаппаратом трудно передать, что за ветер с них дует... какой-то загадочно-приятный, навевает мечтательное состояние, вдохновение, улыбку... и желание жить у моря, никак не могу убежать от этой навязчивой мысли.
Позади нас остался холм острова, на котором большая территория была словно выжжена, ничего не росло, только хиленькие деревца по краям это плеши.

Позже нам объяснили, что если на глаза попадает подобная плешивая местность, то, скорее всего это след от американцев – они сбрасывали напалм (и много чего другого). И после этого короткого объяснение в жаркий солнечный денек на море мне стало очень не по себе, потому что воображение живо нарисовало картину из американского фильма о войне, но только в больших красках, картина выглядела абсолютно реалистичной. Ну да не будем об этом все же.
Когда все нанырялись, напрыгались и наплавались, мы отправились к следующему острову – Хон Там, (восьмому или райскому, как нам переводили, но большой уверенности у меня в этом нет). Вот там уже мы высадились на сам остров и продолжили расслабляющий пляжный отдых, который, правда, не особо расслабляет, когда громыхает музыка, песок горячущий, вода холоднючая (рядом с островом сразу глубоко), а морока с переодеванием тем более не позволяет заняться медитацией. Территория острова опять же довольно обширная, остров не как в рекламе баунти, но местами тоже живописный, но мы что-то с мамой затормозили на пляже (время бежит так незаметно, когда кого-то фотографируешь!), не подумав, что на острове помимо пляжа может быть что-то еще (это мы потом мельком на схему посмотрели, территория оказалась обширной), но времени на исследование не оставалось, да и ничего уже не хотелось, честно говоря – было слишком жарко, все-таки час и два часа дня – самое тяжелое время здесь. Так что фотографий с этого острова не так много, поэтому вставлю просто вид с берега.


Мы погрузились на лодочку, пообедали там вкусным супчиком (внезапно без морепродуктов, здесь вообще туристов мало кормят морепродуктами, совершенно не в тех катастрофических масштабах, что я ожидала), и, приехав в порт, пересели на наш зелененький автобус и отправились в еще один храм, но теперь индуистский.

Это был чамский храмовый комплекс богини Понагар (ну или По Нагар, во вьетнамском не поймешь, что когда писать раздельно или слитно). Понагар – главная жена (главная из 480 жен) Шивы. Почему комплекс, появился у меня своевременный вопрос. Я привыкла, что обычно храм как посвящен чему-то (или кому-то) одному, так и по названию сразу все понятно. Здесь сложнее, так как храмов там четыре (из сохранившихся): самый большой (ибо матриархат) - храм богини-матери Панагар (я ее больше знала как Кали, спасибо кинематографу, богиней разрушения, но здесь она плавно превратилась в богин-мать),

храм поменьше – Шивы, и два маленьких храма их сыновей Ганеши (человек с головой слона) и Сканды. Храмы древние, построены аж в седьмом веке нашей эры, строился на протяжении 4 веков, правда, комплекс включал в себя примерно 8 храмов и зал для медитаций, а до нас дошло лишь четыре храма да колонны от зала медитаций. Ну и ступени под углом в 70 градусов от колонн до главного самого большого храма. (вид сверху)

Частично восстанавливался французами, но видно, где реставрировали, а где чамская кладка.
Храмы действующие, и атеисты/католики-вьетнамцы все равно довольно в больших количествах посещают это место. Я люблю такие места, люблю древние камни, люблю представлять, как оно было раньше, какие люди здесь ходили, что они делали, какой дух витал над этим местом… Чамские храмы не вызвали в моей душе ничего, никакого желания для полета фантазии, никакого ощущения дико сильной энергетики. Говорят, что храмы построены с добавлением крови вьетнамцев, так как по легенде при строительстве требовали от народа, чтобы каждый внес что-то свое, ну экономные вьетнамцы сэкономили и тут, пожертвовав кровь из надрезанной ладони. Может, это и байки, а может и правда легенды, но у меня было ощущение, что кто-то просто прекрасно имитирует древность, хотя и смотрится это внушительно. Странно, никогда прежде я такого не ощущала… наверное, это просто кровь несчастных вьетнамцев мне такие мысли внушает, не иначе. Или просто после посещения островов нечто серьезное в виде религиозных объектов воспринимается с трудом.
На месте нам рассказали несколько легенд о храмах, рассказанных доступным языком (о том, как Понагар хотела охранника для себя, чтобы ее не беспокоили, пока она занята своими делами, как таким образом один из сыновей Шивы и Понагар обзавелся головой слона, о «моя вселенная – это вы», о том, как «Шива пришел с работы, а жена в ванной, песни поет»), что облегчило восприятие, конечно… (зобм: в интернете очень разные легенды об этом месте, доходит до того, что нет даже четкого понимания, кому посвящены башни, и это прям… еще больше настраивает против этого места, хотя фотографии с ним бесспорно красивые по интернету гуляют). Но лично мне после десяти минут пребывания вблизи этих строений захотелось поскорее в автобус и больше не вспоминать об этом месте.
Следующим нашим пунктом посещения была бамбуковая фабрика (их во Вьетнаме две, обе принадлежат французам, которые раньше были друзьями и вместе этим занимались, но потом их поссорили жены-вьетнамки, и теперь они конкуренты, да). Ну про это нет смысл писать, тряпки они и во Вьетнаме тряпки, а большую часть группы все равно составляли женщины, так что мы все быстро потеряли счет времени и занялись поиском подходящих вещей. Через полчаса я спросила трех или четырех членов нашей группы о том, когда нам надо в автобус, и ни одна из них ответить не смогла. Женщины… Интересно разве что одно – половину магазина занимают швеи. Мы подбирали футболки и майки под звук работающих машинок, и вот это было как-то очень непривычно, как-то неприлично, что ли… Что прям вот так все на твоих глазах. Зато пока ожидали гида с фоточками нашей группы под деревом, как раз застали окончание рабочего дня и проследили, как швеи, все одинаково одетые, веселой гурьбой радостно покидали здание фабрики. Время было половина пятого, и мне подумалось, может, это они для туристов только виде делают, что шьют, а на самом деле где-то все это в другом месте происходит? Но, в любом случае, двумя бамбуковыми футболочками мы обзавелись.
Четырехчасовую дорогу назад к нашим отелям назвать тяжелой нельзя – она пролетела быстро. Гид рассказывал нам о быте вьетнамцев (то, что не успел рассказать за полтора дня), но основной блок был об американо-вьетнамской войне. Я не могу сказать, что очень увлекаюсь войнами, оружием, стратегиями и тактиками, мне вообще все равно, это как футбол для меныя. Но невозможно не слушать с интересом, когда человек с огнем в глазах рассказывает о том, что узнавал из разных источников и жаждет донести это до своих слушателей. Так что я узнала много нового, хотя не факт, что я все это запомню (зобм: и все же не факт, что всё правда, но об этом приятнее не думать). Движение автобуса усыпляло, но я держалась изо всех сил, старалась не закрывать глаза, потому что действительно интересно и не хотелось ничего пропускать. Но примерно в конце я прям с открытыми глазами уронила голову, стыд и срам! Но я все сбрасываю на усыпляющее автобусное движение.
В конце дороги каждому раздали фотографию возле дерева в парке Янг Бэй, и прямо... так тепло стало на сердце от этого. Возможно... ка-тет?.. Пусть и очень временный, но я думаю, что-то все же объединяло нас эти дни, кроме случайности, места и времени. По крайней мере мне нравится так думать.
Это были очень долгие два дня, но все, что я увидела, несравнимо ни с чем, что я видела прежде. Да, порой один день в путешествии дает больше, чем десять лет жизни дома. Не скажу, что я за два дня прожила 20 лет, но многое действительно заставило задуматься. Многое удивило/поразило/впечатлило, много в этом путешествии заставило воспринимать вьетнамцев иначе. Так что эти два дня были просто потрясающими, без которых я, наверное, так бы и относилась с пренебрежением и даже какой-то брезгливостью и к Вьетнаму, и к вьетнамцам. За два дня мое отношение сильно поменялось, так что не зря мы все же решились на нее. Ну и спасибо за комфорт, без него определенно хуже было бы проникаться духом этой страны.
