Кубинские записи, 31.12
31.12.2019
31.12
В последний день года Куба преподнесла нам самый замечательный подарок, на который только была способна: прозрачный океан. Не идеально спокойный, но с потрясающей видимостью. Мы зашли и видели каждую травинку под ногами! Даже заметили, как прямо из-под ног уплыл скат! Небольшой, но, разумеется, симпатичный (каким же еще может быть кубинский прибрежный скат). Первые полчаса в воде мы поражались красоте и чистоте воды, не забывая слабо грести. Оказалось, что возле берега располагается серьезная гряда водорослей (мы увидели ее только теперь, да), над которыми очень неприятно плыть, но хотя бы эта полоса не такая уж прям широкая. За ней с различной редкостью так же растут водоросли, но скорее кучкуются. Есть даже «прогалины» - участки с песочком без каких либо камней и водорослей. Только с прозрачной водой у нас появилась возможность наконец их рассмотреть. Изучая открывшийся нам подводный мир, мы совершенно потерялись во времени. Словно мы оказались вдруг в совершенно другом водоеме, нежели еще позавчера. Хотя очень сложно называть океан словом "водоем".
Неохотно, но мы все же выползли на берег, потому как прозрачность хоть и наладилась, а вот прогреваться вода отчаянно не собиралась, и мы немного замерзли. Зато как следует отогрелись на каменистой части пляжа, которая обнажается во время отлива. Вероятно, прежде это была часть рифа, но со временем огладилась волнами. Хотя местами ступать все равно немного болезненно (особенно такой неженке, как я). Во множестве отверстиях скрыты либо вода, оставшаяся после прилива, где во множестве сидят в ракушках мелкие рачки и, возможно, моллюски, либо остатки морских ежей. Мы полагали, что сможем отыскать здесь крабов, но эти рифы не такие уж обитаемые, какими кажутся.
Это был крайне странный день, честно говоря. Когда созванивались с родителями в полдень по местному времени (и как замечательно в это время освежиться идеальной Пина Коладой, вот что я скажу), не верилось, что они там уже завершают приготовление салатов. Вообще очень непривычно с такой разницей во времени, да еще и принимать тот факт, что в Москве следующей день настает намного раньше, чем здесь.
К слову о Пина Коладе. В состоянии легчайшего опьянения закинула голову, чтобы посмотреть вверх и поразилась в очередной раз, какой же высокий здесь потолок. И, по непонятной мне причине, весьма гипнотизирующей. Возможно, причина крылась в малом количестве рома, но я поймала себя на том, что смотрю в этот высокий потолок и думаю о вечном. Вообще, так уж если честно, после чего-то алкогольного люблю смотреть вверх. Алкоголь+звёзды - мой любимый коктейль. Но потолок тоже подойдет, раз уж на дворе день и звезд не видно.
А еще очень занимательно смотреть на разного рода праздничные гирлянды и ёлки в окружении тепла, солнечного света и пальм. От этого сочетания в голове случается небольшой коллапс. Новый год среди июля! Примерно вот такое ощущение создается. В лобби елочка снизу даже прикрыта белой материей: все для русских и канадцев, которым прям надо хоть капельку снега в Новый год в любой точке мира. Хотя теперь и дома не особо часто нас погода радует снегом на праздник.
Переждав горячие часы «ЗАБОЛЕЕШЬ РАКОМ» скорее поспешили обратно к прозрачному океану, который немного разволновался в послеобеденное время. Но! У нас было супероружие: надувная подушка! Юля испробовала все стили плавания с подушкой, освоив (но по сути изобретя) самый главный - верхом на подушке! Я попробовала, но пришла к выводу, что в неравном бою подушка перманентно меня побеждает, поэтому оставила попытки и плыла на своих двоих (четверых?).
Примерно в половину шестого мы снова выбрались в лобби, чтобы поздравить родных с наступившим уже в России Новым годом. И это прямо ну невероятно странно! Ты сидишь в 2019 году, но все мысли уже где-то в районе кремлевских курантов, которые пробили полночь полтора часа назад. Уже полтора часа как 2020 год в Москве! И мысленно вроде бы уже отметил новый год и шагнул в новое десятилетие, но на самом деле время лишь половина шестого, и в голове все это вообще никак не согласуется.
Но в шесть вечера в лобби собралась небольшая туса работников отеля, радостно раздали всем присутствующим по бокалу шампанского и таким образом открыли праздничный вечер. Немного прошлись по территории, ожидая, когда двери ресторана откроются и нас пустят на ужин.
Ну в любом случае это самая странная встреча Нового года, которая только у меня была в жизни. Странная и запоминающаяся.
Ужин был королевских размахов. Можно не вдаваться в подробности, потому что это надо видеть, но я все же немного тут опишу. Первое, что бросилось в глаза - зажаренный поросенок (которого мы даже не попробовали, но выглядел очень аппетитно!), указывал желаемую часть - ее отрезали. Затем куча разнообразных салатов (которые я не рискнула брать из-за опасности морепродуктов - встречать новый год с аллергией не хотелось). Сырная тарелка (о да, та самая, из сыра), мясная тарелка (и такая бывает, тонко нарезанные ломтики мяса были сложены в высокий столб), даже появилась картошка, которую прежде здесь сложно было отыскать. Все виды мяса, рыбы (и крабовые клешни), здесь даже нашлось место роллам и сушам (но так как эта кухня совершенно чужда кубинцам, на вкус они были так себе, со слов знатока). Ну и бесконечные столы со сладким. Торты, желе, пирожные, пудинги - просто все, что можно было придумать. Все это украшено вырезанными из арбуза фигурками, а также фигурками из застывшей окрашенной карамели.
В общем… глаза разбегались, хотелось попробовать просто все. Но я уделила внимание картошке (оценила старания, но на вкус все же не очень), да жареной курице с индейкой. Индейка оказалась самым божественным, что я ела здесь за все пребывание. Без преувеличений, если б я знала, что она такая вкусная, то взяла бы только ее.
Сладкое хотелось попробовать все, но я осталась верна «картошке», и не пожалела. Все равно бы все не влезло, что уж тут. Но зато глаз порадовался.
Играла живая музыка, официанты подливали шампанского почти в тот же миг, когда бокал становился пустым, а прохладный ветерок настраивал на праздник. Примерно в семь началось представление - затравочка сегодняшнего выступления в театре (актовом зале), к танцорам в танце под отельный гимн весело присоединились официанты, а после оркестр стал играть медленную музыку, и тут уже меж столов появились танцующие пары.
Какая-то действительно, ни на что не похожая атмосфера царила на этом ужине. Все вокруг казалось одновременно и странным и таким… правильным. Словно все происходило именно так, как должно было. И что я должна была оказаться здесь именно в этот вечер… чтобы запомнить его таким особенным. Последний день непростого уходящего 2019. Непростого уходящего десятилетия. Каким и где я встречу 2030? Как пройдут для меня ближайшие десять лет?.. Вряд ли я хочу это знать, просто неизбежно подобные вопросы возникают в голове. Но так невыразимо приятно было осознавать, что этот год я встречаю по-особенному. В совершенно особенной стране.
После ужина немного прошлись по территории и осели возле табачного бутика. На площади, расположенной во дворе между лобби и актовом залом, куда потихонечку стекались гости с ужина, начала играть группа (жанр которой я не определю), тут уже звучала лишь чисто испанская (если не сказать кубинская) музыка. Тут тоже нашлись смелые люди, умеющие в эти зажигательные танцы, но их было не больше шести человек, двое из которых - рабочие отеля.
Именно здесь мы услышали песню, которая саундтреком прошла через весь наш отдых (ну помимо «Memories») - Hasta siempre, Comandante. Очень мелодичная песня, звучит как песня о любви, но потом прорываются слова «команданте» и «Че Гевара», и ты остаешься в недоумении. Хотя если подумать (скорее додумать), возможно, это песня кубинцев о любви к свободе? Лучше быть бедным, но свободным - как-то примерно так видится девиз многих местных жителей, если анализировать увиденное и услышанное на вчерашней экскурсии (да и из википедии, что удалось почерпнуть в процессе написания). И все же песня звучит так красиво, что под нее прямо хотелось танцевать.
Долго высидели, но потом жуткий некатиновый дым, тянущийся из бутика с табаком за нашими спинами, совместно с комарами доканали нас, и мы отправились прогуляться немного до номера. В пути нам встретились опасные крабы, которые все меньше стеснялись, сидя то в тени деревьев, то прямо под низкими столбиками фонарей. Стоило к ним приблизиться, как те с опаской поднимали клешни и настороженно щелкали. Конечно, подходить вплотную желания не возникало, возможно, это просто был их крабий способ поздравить нас с новым годом. Но их было прям много!
Вернувшись к общему скоплению народа (возле барной стойки оказалось неожиданно не так много гостей), мы отправились в театр, в котором в девять с небольшим началось представление. Танцевальные номера теперь разбавили вокальными выступлениями - мужчина (кубинский Стас Михайлов, как назвала его Юля) и женщина пели как сольно, так и дуэтом (не без подтанцовки, конечно же). Все было зажигательно, ярко, но так долго. Они, видимо, решили совместить сразу два представления, так что оно длилось до одиннадцати. Где-то посреди всего этого нам подарили праздничные рога-очки-шапку-браслет и какую-то светящуюся музыкальную штучку (там их было три вида, кому как повезет). Мне достался прозрачный фиолетовые маракас, который формой больше напоминал орудие для пыток под названием «анальная груша». Очень хотела увезти его домой, но благодаря его неудобной форме оставила его на хранение в нашем 134 номере.
Представление… где-то в середине второго часа, когда я отчаянно боролась со сном и позволяла себе немножко вздремнуть на выступлениях местного Михайлова, у меня промелькнула мысль «почему я просто не могу встать и уйти отсюда?..». Когда сидел в школе на подобных представлениях, уйти просто не было возможности - за тобой всегда внимательно следил классный руководитель. А тут ведь никто не держит… Но все артисты так самозабвенно танцевали (пусть часто и не слажено), так искренне получали удовольствие от своего дела, что уходить было просто как-то неловко.
За час до окончания 2019 состоялся последний в этом году танец под "Memories", к которому традиционно не присоединился ни один гость, и слово передали какой-то музыкальной группе. Сил сидеть больше не было, и мы снова помчали в номер, заодно оставить маракасы и все ненужные штуки.
Крабов становилось все больше.
Встречать новое десятилетие в лобби или актовом зале не входило в наши планы, ведь совсем не за этим мы ехали в другое полушарие. Вооружившись по Куба Либре, мы без особой спешки отправились на побережье.
На пляже, по всей видимости, всю ночь горит прожектор для таких, как мы: влюбленных в море до глубины души. Не заметили парочку, облюбовавшую корни местного дерева: на них можно было сидеть, в отличии от лежаков, покрывшихся конденсатом от перепада температуры. Мы немного прошлись вдоль кромки воды, чтобы скрыться от лучей прожектора и остановились где-то посреди пляжа.
По небу неспешно ползли белые в лучах растущей луны облака, которые скрывали от нас большую часть звезд. Вокруг темно, видны лишь очертания так хорошо знакомого пляжа, потому как белые облака весьма неохотно пропускают лучи света дальше, и вокруг лишь тихий звук волн. А вдалеке тьма неба и океана сливается в одну широкую черную полосу.
Это была лучшая встреча Нового года в моей жизни. Ну… хорошо, может не лучшая, но уж точно самая особенная. Ночь, океан, шум волн, небо, облака, звезды… Никогда и представить не могла, что значит встречать год в такой обстановке, и вот я здесь...
Просто закинуть голову и смотреть в небо, на созвездие Ориона, которое то и дело то скрывается в пушистых облаках, то снова появляется. Я уже говорила о взаимосвязи алкоголя и звезд в моей голове, но эти минуты под ночном кубинским неба в минуты перехода одного года в другой, одного десятилетия в другое, стали для меня совершенно необыкновенными.