Ну и окончание этого дня.
Но вскоре мы двинулись дальше в путь, теперь уже направляясь к Рице. Мы промчались мимо водопада «Мужские слезы» и Юпшарского каньона (водитель пообещал, что остановится тут на обратном пути, когда будет поменьше народа), что я совершенно не одобрила. Водопад-то ладно, а вот каньон красивее при свете полуденного солнца, а не в сумерках. Дорога была замечательно ровной, поэтому, в принципе, можно было стоять, не забывая держаться за ручки. Можно подумать, что если едешь стоя, то впечатления от джиппинга (именно так называется этот вид экскурсии) куда ярче и ощущение, словно летишь. Я это дело не прочувствовала, честно говоря. Тем более вдвоем стоять было немного тесновато, а так как Лиза явно наслаждалась этим процессом, я решила не мучиться и не огребать лишних синяков, а предоставить подруге больше места, самой же получать удовольствие от поездки сидя. К тому же, для меня особой разницы и не было, разве что сидя можно открывать глаза пошире, потому что ветер милосерднее.
Итак, мы доехали до Рицы и без остановки помчались дальше по дороге. Мой вопрос остался невысказанным: наши впереди сидящие спутники сообщили, что сперва мы по альпийским лугам, а потом вернемся к озеру, как раз количество людей уменьшится. Ну, что тут скажешь, кому нравится осматривать местные достопримечательности в толпе туристов. Хотя сейчас я понимаю, что все же лучше было бы остановиться там именно около часа дня, потому как цвет озера зависит не только от времени года, но и от времени суток. Но мы поехали дальше, вверх, и я не могла не испытывать чувство неописуемого восторга, глядя на воды озера Рицы сквозь деревья. Невероятная, зелено-голубая вода… спокойная и непоколебимая. Даже скрытая от меня листвой, она все равно поражала своей красотой. Хотелось попросить водителя остановить, чтобы дать мне время постоять среди деревьев и с высоты посмотреть на озеро… Не с тех привычных для туристов точек, а из тех мест, где редко кто останавливает просто чтобы полюбоваться и отстраниться от всего мира, потонув в голубизне Рицы. Самое сильное впечатление оно производит именно с верхних точек в середине дня, и никак не ближе к вечеру, это стоит запомнить.
Уазик остановился на одной из привычных обзорных площадок, откуда открывается довольно красивый вид, но на мой вкус все же немного банальный, хотя с него и прекрасно видно как озеро, так и окружающие его горы.
Красиво, конечно, но как-то людно… Поэтому наша стоянка там длилась буквально пару минут, и затем мы помчались дальше. Без остановок проехали мимо огороженного Птичьего водопада, откуда все стремились набрать водички, и устремились вперед, по склонам гор. Солнце начало прятаться в облаках, чем выше мы поднимались. Воздух стал ощутимо чище, среди деревьев стали преобладать хвойные, и хотелось делать вдох как можно глубже. Чтобы один раз набрать этого чистого воздуха в легкие и больше уже не вдыхать никакой городской гадости.
Вскоре асфальт вновь незаметно превратился в укатанную дорожку для уазиков, а потом мы начали очередной подъем по серпантину. Но, надо сказать, что до серпантина мы достаточно долго катались по лесу. Так как солнце скрылось в полотне облаков, лично мне стало немного прохладно, к тому же еще и ветер добавлял мне причин для мурашек. С одной стороны от дороги по-прежнему оставался обрыв, что не переставало меня напрягать, но я уже начинала привыкать. В конце концов, мы слишком много времени провели с этим водителем, чтобы он вызвал у нас доверие. В серое небо устремлялись бесконечно далекие верхушки хвойных великанов, а вокруг все было пусть и немного сумрачно, но так умиротворенно. И поэтому даже несмотря на неровное движение нашего уазика и постоянную болтанку, поездка по этим горам все равно доставляла мне невероятное удовольствие, потому как никогда прежде я не каталась среди таких лесов, среди такого чистого воздуха, такой невероятной природы… Буквально все окружающее вызывало во мне все новый и новый восторг, и я осматривалась по сторонам чуть ли не с открытым ртом.
Я понятия не имела, куда мы направляемся. Альпийские луга – это довольно расплывчатое понятие, как по мне. Я видела на фотографиях цветочки, поля с зеленой травкой, счастливых людей, держащихся за руки, но все это дает очень расплывчатое представление о том, что предстоит увидеть. Мы довольно долго поднимались, поэтому я имела смутное ощущение, что мы уже достаточно высоко в горах. Но когда леса и подъем вдруг окончились, я вдруг осознала, что мы уже практически на месте. Это действительно были луга! Обилия цветов я не заметила, но сколько хватало взгляда, вокруг все было невероятно зелено. Небольшие холмики, в которые иногда плавно переходили ровные поля, местами расположенные островки деревьев, коровы…
Мы сделали сперва одну остановку, потом минут через 5-7 нас высадили уже на долгое время, чтобы мы могли как следует погулять тут и осмотреться.
Когда мы приехали, тут уже стояло несколько уазиков, но я как-то совсем не обратила внимание, где конкретно мы остановились. Вроде бы там было что-то наподобие кафешки или даже парочки жилищ, а по другую сторону дороги свободно паслись себе коровки, но я не смотрела по сторонам, а устремилась вверх на ближайший склон. Нам сообщили, что мы находимся выше, чем две тысячи метров над уровнем моря, и у меня просто в голове не умещалось, как это вообще такое возможно. Чтобы на такой высоте спокойно прогуливалось стадо домашней скотины, да и ландшафт был настолько необычайно плавным, без скал и водопадов. Словно обычный такой луг, раскинувшийся на какой-то равнине. Но все дело было в том, что эта равнина на высоте две тысячи метров…
Гулять здесь можно бесконечно, на самом деле. Вокруг все так умиротворенно и тихо… Даже птички не поют. А как только тропинка приводит на вершину одного склона, то тут же взгляд падает на обзорную точку следующего холма, а оттуда дальше, а тропинка так и приглашает следовать по ней. Разумеется, с каждой точки открываются особенные, совершенно неповторимые виды, и хочется увидеть как можно больше, но время все же сильно ограничивает возможности, и пока взбираешься на один из холмов, не можешь не думать о то, что потом еще столько же времени уйдет на обратный путь.
Итак, мы воодушевленно начали свой подъем к первой обзорной площадке, и лично мне показалось, что мы никогда не доберемся до нее, потому как тропинка все поворачивала и поворачивала, а к вершине мы будто бы и не приближались. Но это был лишь обман зрения. Тропка довольно утоптанная, не крутая, единственная опасность которой – лошадиные лепешки (кто поленивее из туристов, тот мог проделать прогулку по склонам на коняшках). Так что подъем особого дискомфорта не вызывал. Единственное, что немного печалило, это погода. Накрапывал редкий дождик, небо было пасмурное и мрачное. Люди, обладающие хорошим воображением, могли бы представить, какая тут красота, когда высокие облака пятнами отражаются на бесконечных зеленых лугах. Или когда облака приплывают прямо к вершинам холмов, и ты ощущаешь себя посреди неба, когда облака и над головой, и под ногами… Но нам оставалось любоваться видами в полутьме. Где-то над соседними вершинами виднелись пушистые облачка и голубое небо, но не над нами.
Цветы, кстати сказать, тоже росли то тут, то там, но не лугами, а скорее тоже островками, как и кустики, и деревья здесь. А в основном все покрыто зеленеющей травой, что радует глаз даже в пасмурную погоду. Налюбовавшись и нафотографировавшись на этой первой (и последней для меня) смотровой площадке, мы с Лизой разделились: она отправилась на следующий холм, чтобы обозревать новые красоты, которые не видны были отсюда, а я пообещала ей что буду либо тут, либо на пути к уазику, чтобы не повторилась история с Анакопийской крепостью. Я еще пофотографировала цветочек, потом перешла на папоротник,
ну а потом начался дождь. А если быть точной, усилился тот, что накрапывал, причем усилился довольно таки мгновенно. Последний раз я видела Лизу в виде белой точке на соседнем холме.
Я кое-как добежала до ближайшего дерева, но оказалось, что тот занят парочкой (которая радостно рассказывала на видео, что они пережидают дождь в кавказских горах), поэтому мне пришлось добежать еще до соседнего кустика, чуть выше меня ростом. Скажу честно, кустики от горного ледяного ливня вообще не спасают. Да еще на меня налипли какие-то мерзкие мухи, которым, видно, тоже было как-то мокро. Я постояла несколько минут, размышляя, стоит ли тут ждать Лизу. Ведь дождь и ее наверняка погонит обратно, ведь на том холме, куда она отправилась, не было даже намеков на деревья или кусты. Однако мне в голову пришло, что она могла бы отправиться каким-то другом путем, поэтому не лучше ли действительно подождать ее в машине?
Спускаться под ливнем по мокрым тропинкам – дело опасное. Земля мгновенно превращается в грязь, лошадиные лепешки уже перестают иметь значение (тем более их все равно не видно), поэтому спуск становится скользким, ноги разъезжаются. Да еще и этот ледяной поток с неба, холодный ветер, взявшийся не пойми откуда. Пока я добралась до уазика (на который, слава богу, вернули его клеенчатую крышу), я вся продрогла и промокла. Не до нитки, но сухих мест на мне осталось мало. В нашем экипаже не хватало только Лизы, все остальные уже активно отогревались.
Оказалось, что еду и напитки с нашего пикника разделили поровну на машины и забрали с собой в дорогу. Очевидно, отогреваться и закусывать по пути в альпийские луга и обратно приходилось уже не в первый раз. Я завернулась в свою кофту, даже почти не обращая внимания на то, что сидение подо мной мокрое (видно, с крышей все же запоздало получилось), и согласилась на то, на что мог вынудить меня только самый крайний случай: выпила немного чачи. Обычную водку не пробовала, поэтому не могу сказать, насколько она отличается от абхазской виноградной, но было мерзко. Закусив сыром, я почувствовала себя чуточку лучше: тепло было внутри, тепло было снаружи. Не идеально, но тем не менее. Как только я немного пришла в себя и ощутила себя человеком, а не мокрой замерзшей курицей, я обернулась и в окошко увидела приближавшуюся к нашей машине Лизу. Не помню, когда я в последний раз была настолько рада ее видеть! Не знаю почему, но я волновалась за нее… да, уж Лиза точно нигде не пропадет, но все равно беспокойно. В такую погоду, к тому же… В общем, когда она присоединилась к нам, мы все вместе выпили еще немножко чачи на всех, не забывая зажевывать ее мясом да сыром. Наверное, около пятнадцати минут мы все приходили в себя после такого прохладного душа, согреваясь как следует, и только когда почувствовали себя готовыми к дальнейшей дороге, отправились в обратный путь. На наш вопрос, часто ли такое бывает в этих местах, водитель поржал и коротко сказал: «Постоянно». Так что мораль сей басни такова: дождевик или хотя бы зонт обязательны, но и теплая одежда тоже станет ощутимой помощью.
По серпантину мы спускались с крышей, и было даже как-то непривычно, что ветер не дует в лицо, а вместо этого сидишь в душноватом салоне машины. Но стоило нам чуть приоткрыть заднюю часть крыши, как холодный ветер сразу же вызывал лично у меня волны мурашек, потому как одежда все еще была влажной и не способствовала моему согреванию. Поэтому мы достаточно долго проехали с крышей, пока не стало ясно, что вышедшее солнце уже разогнало остатки туч, а значит и дождя. Холодный ветер вроде бы стих, да и одежда чуть подсохла, поэтому мы решили вернуть положение крыши в прежнее состояние: скатали ее обратно к лобовому стеклу.
Странно, но теперь солнце воспринималось очень мягким и теплым, совсем не агрессивным. Впрочем, не так уж это было и странно: когда оно спряталось в облаках, было еще около двух или что-то вроде этого, а снова я его увидела уже в половине пятого, когда оно перестает обжигать, и лишь приятно греет. Поэтому я смотрела, как от земли шел пар, как мягко лучи вечернего солнца касаются деревьев, отбрасывая их тени, как внизу под нами расстилаются ущелья, а вокруг нас смыкаются горы… и в который раз за день просто теряла дар речи. Слишком красиво для этого мира. Все же природа – это такая невероятная сила, такая прекрасная…
Теперь мы держали путь на Рицу (наконец-то), но доехали туда опять же не сразу. Остановившись возле развилки, водитель спросил нас, поедем ли мы на Молочные водопады или ну и их. Мы единогласно решили, что раз уж мы забрались в такую даль, почему бы и не доехать до еще одного водопада? Ну, скажу я, водопад так себе, конечно.
То есть, в свете солнца он, может быть, очень даже симпатично смотрится, но когда мы приехали, он уже полностью погрузился в тень, и не производил впечатление такого уж молочного. Так его называют, потому что бурлящая вокруг белая пена создает впечатление закипающего молока. Говорят еще, что у него вкус молока, но мы проверять не стали, вместо этого Лиза радостно помыла в нем ноги после своего похода по тропкам альпийских лугов. Но это место интересно другим: именно отсюда около пяти вечера на Рицу открывается потрясающий вид. Вернее, лишь на кусочек Рицы, но зато цвет ее вод именно такой, каким должен быть по моим представлениям.
С этой же стороны расположено нечто вроде пляжа (возможно, правительственного, а еще где-то пишут, что там проводят экскурсии по правительственным дачам), но точно говорить не буду, потому как плохо разглядела, пока мы проносились мимо.
И вот теперь уже мы поехали на другую стороны Рицы, туда, где расположена смотровая площадка.
Если быть честной, зрелище разочаровывает, потому что сверху Рица совершенно иная, очаровывающая, а с этих площадок как-то почти не впечатляет. Ну озеро как озеро… Очень сильно оно зависит от угла падения солнечного света, а также облачности. Мы приехали туда в облачный вечер, поэтому все, что мы увидели, это обширное, спокойное озеро, красиво расположившееся между гор.
Необходимая минутка википедии. Озеро расположено на уровне почти тысяча метров над уровнем моря, площадь его равно 1,27 квадратных километров. Но, что важнее, его глубина достигает 131 метр (это просто жуть, но хотя бы это оправдано его протяженностью). Как я уже сказала, цвет его вод переменчив и наиболее красив в зимние месяцы.
А теперь минутка мифов в моем чудесном, очень кратком пересказе. На месте, где теперь расположено озеро, прежде протекала спокойная река, на берегу которой жила девушка Рица и ее братья. Была она невероятно прекрасна, и как-то, когда братья были далеко, на девушку наткнулся разбойник Юпшара (вообще не поняла я, причем тут эта река). Когда братья вернулись, несчастную Рицу уже обесчестили. Один из братьев кинул свой щит в разбойника, но попал в реку, перекрыв течение, и она стала стремительно образовывать озеро, куда и кинулась прекрасная Рица, не в силах вынести позора. Потом Юпшара обернулся рекой, а братья Рицы от горя окаменели и превратились в горы, которые теперь неустанно стерегут покой своей сестры. Ну, словом, все весьма грустно, потому что голубой и зелено-голубой – определенно цвета грусти.
Немного печальное впечатление озеро и правда производит, но какой-то светлой грусти, и то только когда смотришь на него сверху. Мы с Лизой походили по нижнему ярусу, по верхнему, прошлись немного вдоль озера, не забыв купить себе мороженку, чтобы скрасить наше пребывание у озера. Поверхность воды то и дело взрезали катамараны, плавающие из стороны в сторону, но особо далеко от берегов не уплывали. На каменном берегу бегали детишки, а взрослые явно даже и ноги мочить не хотели в холодных водах озера, просто наслаждаясь местным покоем и видами.
Горы делают это место очень живописным, это правда. Особенно когда в небольшое окошко в облаках проглядывает солнце, и его свет падает на деревья, окрашивая их в золотой цвет.
И еще было что-то необычное в этом месте. Может, дело в невероятном умиротворении, которое царит над этими водами. Покой, сковавший все деревья, горы, само озеро… и даже на берегу Рицы ощущаешь желание остаться здесь подольше, просто погрузиться во все это. Уменьшить мир до пределов этих гор, окружающих озеро, и остаться здесь на долгое время. Вот именно в подобных местах и стоит искать гармонию с самим собой… Конечно, когда на это есть время.
Расслабленные после такой медитативной прогулки, мы собрались в нашем почти родном уже уазике, и неспешно поехали обратно. Лиза снова стоя ловила ветер, а я смотрела по сторонам и все еще никак не могла осознать, сколько всего потрясающего я увидела за один день. Столько красоты, столько видов, столько ощущений… эта экскурсия однозначно стоила того, чтобы мы на нее ехали пусть и в неполном составе. Да, местами было немного опасно с этими вездесущими обрывами, но все же… оно действительно того стоило.
На обратном пути мы остановились у Юпшарского каньона, который в сумерках производил куда более скромное впечатление, чем когда мы проезжали по нему днем. Скалы тут почти вплотную друг к другу, а вдоль дороги мчится быстрая река Юпшара, хоть и не такая уж и полноводная в это время года. Ощущение почти такие же, какие у меня были, пока мы шли по ущельям в Петру, но тут как-то совсем уж скромно. Но по фотографиям из сети я поняла, что вид на Юпшарский каньон сверху куда более захватывающий, чем, так сказать, «со дна». Ну или же мы были уже довольно уставшими, чтобы оценить местные красоты. На самом деле я отчетливо помню, что в тот момент мне хотелось просто сесть и ехать до самой гостиницы, уже не останавливаясь. Мы лишь на минутку остановились у водопада «Мужские слезы», и то лишь затем, чтобы набрать водички. Водопад не особо впечатляет, слабый поток воды льется откуда-то сверху из кустов, но на камешке возле водопада все активно фотографируются.
После этого мы долго ехали без остановок. Мимо проносилась горная река, наше место пикника, тоннели, Голубое озеро, маленькие домики пасек… Через некоторое время водитель вновь заглушил мотор уазика, и на наш вопросительный взгляд ответил, что тут интересный подвесной мост и нам было бы любопытно взглянуть на него. Мы неохотно выползли из машины и побрели к мосту. Что ж, мост и правда был интересным. Он подвесной, но стоит отметить, что висел он прочно, но проблема была в другом. Доски, из которых он состоял. Они прогнили больше, чем наполовину. Некоторые расслаивались, у некоторых прямо по центру была дыра, на которую была наложена другая трухлявая доска. И в таком бардаке весь мост! Мало того, на этих досках были обнаружены следы пребывания домашнего скота. По этому адскому мосту ходили коровы. Коровы!!! Словом, чтобы мои глаза не стали кровоточить, а ноги сами собой не унеси меня обратно в машину, я замерла посреди моста, чтобы фотографировать красивые закатные облака, которые отражались розовым оттенком в реке (которая бурно текла прямо подо мной и от ее течения меня отделяли только гнилые доски).
А с другой стороны несколько пушистых облачков явно задумали ночевать «на груди утеса-великана».
Словом, вокруг все было привычно захватывающе красиво, но мост… Меня угнетал даже не страх, а возмущение, что такие мосты вообще существуют.
Не знаю, к лучшему ли, но это было мое последнее впечатление об этом насыщенном (даже перенасыщенном) дне. Мы вернулись в номер восторженные и воодушевленные, а Юля встретила нас хорошей новостью: ей стало ощутимо лучше. И еще она добавила, что море в этот день было самым теплым и самым прозрачным, и к тому же без нас она наконец смогла нормально отдохнуть и расслабиться. Я загрузилась идеей маховика времени на весь вечер и засыпала в довольно таки упавшем настроении. Но сейчас-то я понимаю, что у всех нас день прошел как надо. Юле и так досталось в эти дни, да еще и не смогла поехать на экскурсию, так что она заслужила особенное море в тот день, когда она была практически без сил. Ну а мы насладились красотами Абхазии, пусть так и не познали гостеприимства ее моря. Но маховик бы все равно не помешал, конечно.